Главное в продвижении товара
Львиная доля расходов из маркетингового бюджета уходит на продвижение товара: на стимулирование торговли отводится 60% средств, что составляет свыше 100 миллиардов долларов в год. Чтобы найти идеальный баланс между ценами и затратами на продвижение во всех областях товарообращения, нужно грамотно работать с такими быстро изменяющимися параметрами как эластичность цены и ее разброс, инструменты продвижения товара, частота промо акций и размер скидок. При правильном подходе и использовании перечисленных ниже маркетинговых хитростей можно влиять на то, что именно приобретают клиенты, а также где и когда.
Вам когда-нибудь хотелось, чтобы любимая команда знала, удастся ли провести рискованную атаку? Увы, это невозможно. А хотите ли вы заранее провести ваши маркетинговые ходы, чтобы определить идеальный размер временной скидки и сроки промо акции? По счастью, это вполне реально осуществить благодаря небольшой маркетинговой хитрости - предиктивной аналитике, которая позволит специалистам по сбыту и маркетингу еще до начала промо акции и каких-либо инвестиций в нее сымитировать розничные продажи, чтобы выяснить, как то или иное действие повлияет на финансовые показатели со стороны производства и розничной торговли.
Маркетинговая хитрость №1: не существует промо акции - панацеи
Не все методы продвижения товаров равнозначны, и не все оказывают одинаковый эффект. Рассмотрим эффективность дополнительного места продажи (паллетной или торцевой выкладки) для товаров четырех категорий: пиво, туалетная бумага, зубная паста и йогурт. Одинаковый ли интерес вызовет схожая по размеру и местоположению паллетная выкладка каждого из этих товаров? Отнюдь. С убедительным отрывом побеждает паллетная выкладка туалетной бумаги (82%), затем идут йогурт (28%), пиво (15%) и зубная щетка (14%). Дальнейший анализ показывает, что уровень продаж зависит от места размещения дополнительного места продажи и от того, сопровождается ли такая промо акция скидкой в цене. Как правило, товары первой необходимости и продукты питания с большим сроком хранения наиболее чувствительны к изменению в цене.
Виды товаров различных категорий, которым выгодно проводить промо акцию с дополнительным местом продажи
- 14 из 15 категорий хорошо продающихся с дополнительных мест продажи товаров – это товары первой необходимости или не требующая приготовления пища;
- также это товары с долгим сроком хранения;
- когда продажи существенно зависят от ценовой политики во время той или иной акции с изменениями в цене.
Виды товаров различных категорий, которые выгодно рекламировать на листовках, плакатах и т.п.
- потребительские товары, продаваемые в магазинах активного сбыта;
- регулярно потребляемые продукты питания, часто во время быстрого обеда;
- обычно более дорогие товары;
- когда продажи сильно зависят от ценовых изменений и выделения им дополнительных мест продажи.
Другой фактор, влияющий на успех дополнительного места продажи в качестве маркетингового хода, – цена за единицу товара. Анализ моделей поведения покупателей показывает, что клиенты неохотно забирают дорогостоящую вещь с дополнительного места продажи или приобретают ее по ограниченному предложению. Обычно в таких промо акциях лучше всего разбирают продукты стоимостью меньше 5 долларов – как в случае паллетной или торцевой выкладки, так и при запуске акции со временным понижением цен. Компания Nielsen, занимающаяся исследованиями потребительского поведения, помогает избежать догадок в ходе маркетингового планирования, увеличить объемы продаж и разумно распределять доступный промо бюджет.
Как успешно продавать дорогие товары
- Акции с дополнительным местом продажи следует преимущественно проводить для более дешевых товаров. Акцент на дорогостоящие товары стоит делать только если товары легко провоцируют на незапланированные покупки или на них действует существенная скидка.
- Чтобы привлечь внимание к акциям, размер скидки должен быть довольно большим.
Маркетинговая хитрость №2: примотка примотке рознь
Продажа нескольких товаров в комплекте – популярный маркетинговый ход, но эффективно он будет работать если помнить об еще одной маркетинговой хитрости: предметы, предлагаемые совместно, должны использоваться потребителем в течение определенного периода времени, логично подобранного под предназначение продукта (например, набор из пяти быстро приготовляемых обедов для пятидневной рабочей недели). Общая сумма должна быть ниже 10 долларов, а каждый предмет в отдельности должен стоить не дороже 1 доллара (например, 10 товаров за 10 долларов).
Факторы, влияющие на формирование цен на наборы
- потребление в течение определенного периода времени;
- простота хранения;
- товары, которые в обычной ситуации нелегко продвигать;
- логичное количество предметов в комплекте;
- общая цена ниже $10;
- цена за единицу не более $1 (например, 10 предметов за 10 долларов).
Маркетинговая хитрость №3: влияние специфики торговой точки
Успех продвижения товара также зависит от особенностей торговой точки. Например, посетители продовольственных супермаркетов любят выгодные покупки и весьма интересуются скидками. А вот покупатели в аптеках больше ориентируются на ценность продукта, чем на его цену. Постоянные посетители магазинов дискаунтеров и так ожидают увидеть более низкие цены, поэтому промо акция с предложением скидки на ограниченное количество промо товара не столь актуальна для данного сегмента рынка.
Реакция на изменения в цене зависит от специфики торговой точки
- продуктовый магазин – заметная реакция на изменения в цене (диктуемые экономикой или в ходе маркетинговых компаний);
- аптечный пункт – покупатели ориентируются на свойства продукта;
- магазин с товарами массового потребления – изначально низкая цена диктует малую заинтересованность в промо товаре.
Люди, приобретающие продукты питания, более склонны к импульсивным, незапланированным покупкам других полезных в хозяйстве товаров, в том числе и с дополнительных мест продаж (паллет или торцевых стендов). Посетители аптек планируют свои затраты и ориентируются на свойства товара, меньше обращая внимание на отдельные промо выкладки, а клиенты магазинов дискаунтеров выражают среднюю заинтересованность в товаре, выложенном в дополнительных местах продажи, ища наиболее выгодные цены.
Успех продвижения товара зависит от типа торговой точки:
- продуктовый магазин – успех дополнительного места продажи связан с тенденциями к незапланированным покупкам;
- аптека – промо выкладка не привлекает внимания, т.к. покупки запланированы заранее;
- магазин активного сбыта – средний отклик, т.к. покупатели настроены найти оптимальные цены.
Маркетинговая хитрость №4: покупка с потребительской точки зрения
При планировании наиболее эффективных мероприятий по стимулированию сбыта необходимо принять во внимание основные факты, известные о поведении покупателей:
- потребители менее восприимчивы к изменениям цен на продукты от проверенных брендов, приобретаемые нерегулярно или являющиеся "нишевыми" при очень малом количестве аналогов;
- дополнительное место продажи (промо выкладка) позволяет продвигать товары, которые необходимы всем или которые легко сразу же употребить в пищу, а также товары, имеющие долгий срок хранения;
- помещенные на плакате или рекламируемые в листовках товары повседневного спроса (товары из бумаги или, например, моющие средства) могут привлечь посетителей в магазин;
- покупатели в супермаркетах склонны к незапланированным тратам, клиенты аптек составляют четкий список товаров, а постоянные посетители дискаунтеров ищут предложения, позволяющие им ежедневно экономить.
Пример ситуации
Как применять эту маркетинговую хитрость на практике? Давайте рассмотрим довольно характерный пример.
Допустим, производитель Х заметил снижение в основном объеме продаж своего лучшего товара, в то время как доходы небольшой частной торговой компании продолжают расти. Обдумав возможные мероприятия по стимулированию сбыта, фирма поставила 4 цели:
- Поддержать или увеличить объем продаж товаров данной категории.
- Отрегулировать стандартный объем продаж для своей лучшей товарной линии.
- Поддержать на стабильном уровне или увеличить прибыль от розничной продажи.
- Поддержать на стабильном уровне или снизить расходы на торговлю.
В течение продолжительного времени периодические промо акции со скидкой с цены на определенный тип товара были самым популярным маркетинговым ходом (как правило, с 20% скидкой). Стандартное снижение цен на 20% в течение трех недель показывало те же результаты, что и недельное предложение с 30% скидкой. Производитель Х выбирал суммарно 8 недель промо акций каждый год и 4 недели рекламных кампаний.
Оценка вариантов
Чтобы повысить уровень продаж своего лучшего товара и выделить его среди аналогов, производитель X обдумывает три разных варианта промо акций.
- Первый вариант: убрать 2 недели распространения рекламы и заменить их на два периода скидки с цены по 3 недели каждый.
- Второй: увеличить изначальную цену, устанавливаемую в магазинах, и поднять промо цены на $0.10.
- Третий: увеличить изначальную цену в магазине, но стоимость товара по акции оставить на текущем уровне.
При запуске симуляционной программы производитель X обнаружил явного лидера стимулирования продаж. Только первый вариант смог удовлетворить всем задачам: отмечен рост продаж на 0.9%, рост прибыли производителя от продаж товаров массового спроса на 2.4%, увеличение рентабельности продаж на 0.8% и снижение расходов на торговлю на 3.1%.
Предсказуемый успех
Симуляция способов продвижения товара и изменения цен оказалась эффективной, так как в качестве критерия оценки результатов за отправную точку был взяты особенности поведения покупателей. Принимая во внимание, что покупатели по-разному ведут себя в зависимости от типа и места приобретаемого товара, перед симуляцией необходимо анализировать различные тенденции продаж. Эта маркетинговая хитрость позволит составить оптимальный план действий под конкретный товар, подчеркнуть его преимущества и скрыть слабые стороны в различных сферах розничной торговли. Требуется тщательно планировать и тактически имитировать каждый шаг потребителя, уделив время симуляции всех стадий стимулирования сбыта, по-разному комбинируя политику ценообразования и продвижения товара, чтобы найти оптимальный подход, удовлетворяющий всем целям. Удачный маркетинговый ход – тот, который принесет плоды как в розничной торговле, так и в производстве. Глядя на продажи глазами покупателя, вы без труда подберете лучший способ продвижения товаров.
Первоисточник: NilsenWire