В этой статье-реферате мы знакомимся с советами российских экспертов в области мерчандайзинга и отвечаем на следующие вопросы про инструменты мерчандайзинга:
- Чем должен заниматься мерчандайзинг?
- Как составить стандарты?
- Как грамотно выкладывать продукцию?
- Что такое «черный» мерчандайзинг и чем он опасен?
- Как проверить эффективность рекламных материалов?
Базовые инструменты мерчандайзинга
М. Котляренко выделяет две основные задачи, они же базовые инструменты мерчандайзинга:
- запас;
- расположение.
Под запасом он подразумевает достаточный товарный запас во всех каналах дистрибуции, чтобы обеспечить бесперебойное наличие каждой SKU на полках розничных точек. Под расположением Котляренко понимает выкладку и презентацию продукта в розничных точках.
Однако Юлия Шилина выделяет не два, а три базовых инструмента мерчандайзинга:
- запас;
- расположение;
- повторение.
Под повторением она понимает максимально возможное количество фейсингов и мест выкладки. Ведь для того, чтобы посетитель магазина совершил импульсивную покупку, его взгляд должен многократно натолкнуться на вашу продукцию.
А Тимур Черепнин выделяет и еще больше инструментов мерчандайзинга:
- «выкладка;
- размещение рекламно-информационных материалов;
- переводные заказы;
- сбор информации о выкладке и продажах своего и конкурирующего товара;
- контроль товарных запасов;
- обучение персонала розничных точек».
При этом все авторы отмечают важность разработки и соблюдения стандартов мерчандайзинга для вашей продукции, в которых базовые задачи обретают количественные показатели. При этом стандарты должны различаться в зависимости от типа торговой точки.
А Наталия Гузелевич предостерегает: «Будьте лаконичны и предельно ясны в описании стандартов мерчендайзинга. В моей практике встречала разработанные стандарты для сети франчайзинговых магазинов одежды (страниц этак на 200 12-тым шрифтом почти без картинок), где в разделе «запахи» держатель марки указывает: «Рекомендуется использовать в торговом зале запахи, согласованные с головным офисом». Представляете процесс согласования и количество желающих внедрять эти стандарты? Поэтому главный принцип при разработке мерчендайзинг-альбома – простота и четкость».
Запас - один из двух важнейших инструментов мерчандайзинга
Как пишет Юлия Шилина, наличие в розничной точке как минимум трехдневного запаса каждой товарной позиции – это один из законов и важнейших инструментов мерчандайзинга.
А Котляренко уточняет: «Объем запаса в ассортиментном ряду зависит от типа розничной точки, так если в супермаркете должны быть представлены все товарные группы и единицы продукции, то в павильоне — только наиболее популярные и продаваемые. Ходовые же позиции ассортимента всегда должны быть в наличии, они контролируются и определяются прежде всего минимальным остатком (минимально допустимое количество товара)».
Расположение - второй ключевой инструмент мерчандайзинга
Как утверждает Тимур Черепнин, перестановка товара с нижней полки на уровень глаз увеличивает продажи в два-три раза. Место расположения продукта в розничной точке заметно влияет на его продажи. Каковы основные правила эффективного расположения продукции?
М.Котляренко дает следующие советы по расположению продукции:
- используйте вертикальную выкладку, так как единый блок товаров одного бренда или производителя привлекает больше внимания;
- выкладывайте продукцию слева направо или от маленькой к большой, или от светлого к темному;
- используйте более ходовые позиции в качестве «стен», обрамляющих менее популярные;
- маленькие упаковки лучше размещать выше, а большие – ниже;
- располагайте свою продукцию поближе к лидеру и подальше от слабого;
- стремитесь к максимальному количеству фейсингов каждой SKU.
Тимур Черепнин советует:
- располагайте товар по ходу покупательского потока от дорогого к дешевому.
Наталия Гузелевич дает следующие рекомендации по выкладке сложных товаров:
- покупателям должно быть легко найти продукцию;
- выкладка должна быть логичной и понятной;
- ксессуары и расходные материалы надо размещать как можно ближе к основному товару;
- позвольте покупателю протестировать товар, включить его.
Повторение, или трюки мерчандайзинга
Как вы помните, Юлия Шилина выделила третий ключевой инструмент мерчандайзинга – повторение SKU на полках розничных точек, то есть достижение максимально возможной длины полки и количества фейсингов и мест продажи. Как увеличить присутствие вашего товара в торговом зале?
Наталия Гузелевич подразделяет все хитрости опытных мерчандайзеров на законные и незаконные.
К законным инструментам мерчандайзинга она относит:
- расширение выкладки за счет проведения промо акций (вы обуславливаете проведение выгодной для магазина акции «временным» расширением ассортимента и/или длины полки; опыт показывает, что частично расширенную выкладку удается сохранить на постоянной основе);
- дополнительные места продажи, торцевая или палетная выкладка (чаще всего, это платное удовольствие);
- использование рекламного оборудования и рекламных материалов (шелф боксы с полным ассортиментом, микс боксы, рекламная наклейка на торец полки, «забивающая» место за товаром, фирменные дисплеи, обеспечивающие постоянное дополнительное место продажи);
- создание подарочных наборов к праздникам;
- обучение мерчандайзеров технике общения с сотрудниками розничных точек.
К незаконным трюкам расширения выкладки Наталия Гузелевич относит следующие приемы:
- расширение выкладки под предлогом мнимой проверки руководства;
- вытеснение соседа, нарушение его вертикальной выкладки вставками своего товара на некоторых полках;
- перестановка чужого товара в менее выгодное место;
- использование чужого фирменного торгового оборудования для продажи своего товара;
- перемешивание ценников, удаление ценников конкурентов;
- выставление на видное место помятого или несовместимого товара среди продукции конкурентов (например, флакона средства от тараканов в детском питании);
- воровство и уничтожение рекламных материалов конкурентов.
Тем, кто прибегает к незаконным трюкам, следует помнить, что, посеяв ветер, пожинаешь бурю. В моей практике был случай, когда в одном городе мерчандайзеры крупной FMCGкомпании начали активно прибегать к перечисленным выше незаконным методам выдавливания конкурентов с полок магазинов, бравируя своим численным преимуществом. В ответ небольшая компания-конкурент свезла в этот город сотрудников со всего региона для однодневной акции, в результате которой в городе не осталось ни одного экземпляра рекламных материалов агрессора. Больше эта компания к нечестным методам никогда не прибегала.
Анализ эффективности размещения рекламных материалов
Раз уж мы заговорили о рекламной продукции, давайте затронем еще один связанный с ней важный вопрос. Если эффективность промо акции можно в большинстве случаев привязать к росту продаж в данной торговой точке, то как просчитать эффективность рекламных материалов?
Юлия Шилина предлагает использовать следующие методологии:
- анкетирование посетителей магазина на выходе;
- тестовая панель, то есть отслеживание продаж в двух идентичных точках, в одной из которых рекламные материалы размещены, а в другой нет;
- многофакторная тестовая панель, когда тестирование проводится на большом числе розничных точек, что позволяет выяснить влияние различных факторов на эффективность рекламы;
- самообучающаяся компьютерная программа, которая по мере введения в нее данных выдает все более точный прогноз эффективности рекламных материалов.
Мерчандайзинг – эффективный малозатратный инструмент стимулирования сбыта. Надеемся, что эта статья поможет вам успешнее использовать инструменты мерчандайзинга в вашей работе.
Комментарии
[b]<a href="http://www
[b][url=http://www.moncler
[b][url=http://www
[b]<a href="http://www
[b]<a href="http://www
[b]<a href="http://www
[b][url=http://www
[b]<a href="http://www
[b][url=http://www
[b][url=http://www
[b]<a href="http://www
[b][url=http://www
<strong><a href="http://www
[b][url=http://www
[b][url=http://www
[b][url=http://www
[b][url=http://www
[b][url=http://www
[b][url=http://www
[b][url=http://www.watchesuk
[b][url=http://www.watchesuk
<strong><a href="http://www
[b][url=http://www.watchesuk
[b][url=http://www.nike9a.com
Страницы