ТрейдMаркетинг.Py

торговый маркетинг / трейд-маркетинг

ФИФО или оборачиваемость запасов

09/25/2015 - 11:55

ФИФО в мерчандайзинге - это простой и эффективный инструмент контроля товарного запаса в торговом зале розничной точки.Он позволяет эффективно бороться с просрочкой и возвратами, постоянной «головной болью» поставщиков продукции с коротким сроком годности. Впрочем, если игнорировать этот принцип выкладки, нередки случаи просрочки товаров со сроком годности один-два года.

Что такое ФИФО?

Акроним ФИФО изначально появился в бухгалтерском учете.Это сокращение английского термина «First In, First Out», «первым вошел, первым вышел». Наиболее распространенный перевод на русский – «расходование запасов в порядке получения». У него есть еще одно название – FCFS (first-come, first-served). В бухгалтерии этот термин имеет совсем другое значение. Нас же интересует ФИФО в прочтении торгового маркетинга.

ФИФО применительно к выкладке товара

Итак, применительно к магазину или аптеке самообслуживания, ФИФО – это метод выкладки продукции, который делает для покупателя наиболее доступным товар, ранее всего поставленный в магазин или аптеку.

На рисунке изображен торговый стеллаж магазина и оптимальное расположение продукции с учетом их срока годности.

Как вы понимаете, выкладка продукции в обратном, чем на рисунке, порядке заняла бы у мерчандайзера значительно меньше времени и сил. Засовывать свежую продукцию в дальний конец к стенке стеллажа труднее, чем запихнуть его с краю, отодвинув старый товар вглубь.

Конечно же, компании, торгующие скоропортящимся товаром, обращают пристальное внимание на выкладку ФИФО. Однако, если товар может храниться один-два года, поставщики часто забывают мотивировать мерчандайзеров выкладывать такую продукцию по методу ФИФО. В результате раз в квартал сотрудники розничной точки ошарашивают представителей поставщика парой коробок залежалого товара, требуя его замены. Часто такие возвраты стоят дороже, чем зарплата мерчандайзера за тот же период.

Поэтому небольшой дополнительный бонус мерчандайзеру или торговому агенту за соблюдение ФИФО и отсутствие возвратов по причине просрочки может многократно окупиться.

ФИФО для ритейлеров

Грамотные ритейлеры активно используют принцип ФИФО для планирования промо акций (распродаж). Дополнительное место продажи и скидка с цены – верные инструменты избавления от продукции, которая застряла на стоках розничной точки. Таким образом увеличивается коэффициент оборачиваемости и, соответственно, прибыльность розничной точки.

ФИФО в интернет-магазине или мелкооптовом складе

Когда покупатель не вступает в прямой контакт с товаром, ФИФО является зоной ответственности складских работников. Однако проблем с просрочкой здесь возникает не меньше, чем в торговом зале самообслуживания.

Как здесь решается проблема соблюдения ФИФО? Есть два базовых способа:

  • бонусирование или штрафы складского персонала; и
  • использование компьютерных систем управления складом.

По словам Энди Истеса, руководителя компании-создателя одной из подобных программ, такая информационная система должна позволять:

  • создавать уникальный бар-код для продукции с одинаковым сроком годности (маркировка наносится на каждую товарную единицу или на коробки);
  • показывать наличие продукции с самым коротким сроком годности и следующую по свежести партию;
  • маркировать по сроку годности не весь товар, наличествующий на складе, а лишь тот, для которого этот показатель важен;
  • располагать и отслеживать продукцию одинаковой свежести в разных секторах склада.

Соблюдение ФИФО – важный инструмент стимулирования сбыта, ведь просрочка – это не только необязательные издержки, но и испорченные отношения с клиентами.

Поделиться