Люди добрые, поделитесь опытом... Проблема очень близка опросу на сайте, "Кого мотивировать при недостатке бюджета - ТП или ТТ?".
Есть акция "Х+1", направленная на товароведов и призванная поддержать продажи в рознице. Мотивация для ТП/СВ/начальника ОП дистрибутора при этом отсутствует, все деньги тратятся на розницу.
Так как успех любой акции зависит от того, как она контролируется, то, по сути, половина успеха акции - это адекватно выставленный детальный план, на основании которого в течение срока акции можно контролировать и прогнозировать его выполнение.
Первая проблема заключается в ПЛАНЕ. В акции, направленной на товароведов, планирование затруднительно, так как в акции будут участвовать те точки, которые "захотят" или, по сути, "запланируют свое участие" (понятно, что это "запланируют" - вещь условная) , а которые "не захотят" и "не запланируют", так те и не будут. По сути полная неопределенность, что будет, то и будет, по факту станет ясно, может всего 1 ТТ сработает... ((
Вторая проблема в КОНТРОЛЕ акции - очевидно, что даже те точки, которые планировали участие в акции, могут в ней и не участвовать или поучаствовать в самом конце. То есть полная бесконтрольность, даже если очевидно, что акция "вялая" и "незаметная"...
Подскажите, кто как планирует и контролирует такие акции??? Может есть какие-то варианты?
PS. Если опять же касаться вышеупомянутого опроса, то проголосовал за мотивацию ТП, но если на рынке все решатся мотивировать ТП, то логичней сыграть в "противоход" и единственным мотивировать розницу. Эффекта будет больше...
План и контроль по акции для товароведов
Пнд, 22/03/2010 - 09:51
#1
План и контроль по акции для товароведов
Привет, Serg! Если ты говоришь только об акции х+1, то у меня есть еще один вопрос, если эта акция проводится через ТП дистрибов, то как ты можешь проконтролировать еще и то, что этот бонус +1 вообще ТТ получила. Я только 1 раз провела такую акцию. По отчету, который мне выдали дистрибы - сработали почти все ТТ. Мы незначительно увеличились в обЪемах, а потом замечательно сидели месяц на минимальных обЪемах по этим же клиентам. Это одна проблема. Что касается выставления планов, то у меня тоже нет какого-то верного способа точно его просчитать. Я просто планирую примерно, что 40% от общей АКБ сработает (обычно в пределах этой цифры кол-во ТТ срабатывает по акциям).
А вообще х+1 обычно эффекта почти не дает, поэтому может подумать о целесообразности ее проведения? Можно же провести акцию для тт только другого формата, но тоже направленную на поддержание продаж. Х+1 наверное было бы интересна тт в сезон, когда по данному продукту продажи высокие, а когда продаж мало (сезонный спад например), то эта акция им никак не поможет.
Расскажу как делаю я.
Допустим, есть некая история продаж по базе ТТ, где планируется акция.
Можно провести анализ и посмотреть, сколько товара берёт среднестатистическая ТТ в месяц*.
Общий вал продаж : Кол-во ТТ
Получим что 1 ТТ берёт Х кг.
При этом, допустим:
- меньше чем Х кг, из списка всех ТТ, берут 10 ТТ
- Х кг + - 2 кг, берут 30 ТТ
- Х кг +5 кг и больше, берут 8 ТТ
Соответственно, при разработке акции, делаем 2 допуска , которые дают реалии:
-акция не сработает и продажи будут такимиже, как в прошлый месяц, тогда и план будет = факту - этот допуск даёт возможность рассчитать минимальный план продаж - всё что свыше этого плана по факту - эффект акции (ну если нет сезонности или иных факторов)
- минимальный приз за закупку = среднестатистическому объёму продаж, среднестатистической ТТ без акции.
*-или кол-во фэйсов, или складской запас ТТ, зависит от типа акции
Что же касается контроля над ходом акции- то самая лучшая методика - участвовать в еженедельном собрании ТП и напоминать им по всякому о том, что акция это оружие благодаря которому они выполнят свой план и получат бонус. А дальше ,ТП сами пропресуют ТТ.
Xelga - тут я с тобой тоже согласен, ну с методикой экспертной оценки, когда знаешь когда знаешь, какую отдачу даёт та или иная акция
а +1 гдето работает ещё, знаю точно. Но уже не везде.
Xelga, привет, спасибо за ответ!
Я когда-то работал на рынке алкоголя (вино), где акция Х+1 - основная на рынке и в сезон и в несезон... Но эффект получался обычно такой - 20-25% от АКБ и довольно вялые "продажи", посему и задался мыслью, как их можно контролировать... Контроль - через проверку выгрузки 1С и собсвенноручный расчет начисления бонусов. Наверное у вас очень хитрый недальновидный дистр был, что в первый же раз себе испортил репутацию этим...
А как может помочь вариант: "Можно же провести акцию для тт только другого формата, но тоже направленную на поддержание продаж", если поподробнее?
Анатолий, день добрый, спасибо за отклик!
1. Не очень понял смысл "- минимальный приз за закупку = среднестатистическому объёму продаж, среднестатистической ТТ без акции" .
2. Наверное не фэйсов, а SKU, так как какая разница, сколько там фейсов на полке? Или я неправ, разница есть?
3. Минимальный план - мысль хорошая, к нему по-логике должен прилагаться % прироста, так? Какой % по-вашему адекватен или его как-то можно рассчитать?
4. По логике контроль заключается в том, что должны быть выставлены планы продаж по ТП, вне акции... А если планов по ТП нет, то и контроля нет. А контроль по-логике сводится к увещеваниям "не забудьте", "сделайте пожалуйста", что ПТ в приниципе делать не обязаны (они могут выполнить планы в другими SKU, без охвата АКБ, и тд и тп). То есть за несработавшую акцию крайним становится только маркетолог, а ТП - не при чем...
PS Насчет экспертной оценки планов согласен - слишком специфичный метод даже по регионам. В одном регионе работает "10+1", а в другом и "8+1" не идет вообще.
обычно, если проводишь х+1 и если себест-ть товара высокая, то ТТ требуется закупить много продукта "х", поэтому я делаю т.н. "пакетные" акции, т.е., ТТ покупает ассортимент, при этом, мы расширяем кол-во SKU, увеличиваем сумму средней накладной, а значит обЪем продаж повышается (можно при этом новинку еще выставить с помощью такой акции, если она будет вместе с ТМ, имеющей спрос и хорошие продажи). И ТТ не накладно, у нее уходимость по нескольким SKU лучше чем по одному (если его очень много), поэтому ТТ не накладно и расчитываться, а значит, не растет дебиторка. Как-то так)))
Спасибо, понятно, пакет я тоже применял, в целом это та же "Х+1", просто "Х" более сложный и вместо "+1" может быть "+Y". Но суть там та же, планирование и контроль такие же условные...
В общем он действительно действует лучше, но не на всех рынках. Для него нужен сильный "паровоз".
Вот смотри:
1) некий минимальный приз есть в графе подарки? за минимальную задачу? как определить за что дать минимальную конфетку? я определяю минимальный приз, за средние продажи без акции (если речь идёт именно о продажах) : все ТТ канала за прошлый месяц : все продажи в канале за прошлый месяц = средние продажи в одну точку канала. (без учёта сезонности и прочих факторов)
такой формулой можно рассчитать и средние фэйсы и средний запас и среднюю выручку.
2) в зависимости от того как стоит задача: расширить фэйсы 1 sku с 1 среднестатистического фэйса до 3х (в водке такое часто) или увеличить количество sku на полке.
3) Минимальный план с акцией = среднестатистическому объёму среднестатистической точки без акции, за вычетом факторов сезонности и иных факторов которые можно учесть. Если конфетки за условия интересные, подтянуть на минимальный приз, 20%-30% ТТ которые берут обычно,без акции, меньше чем в среднем по каналу - это не проблема.
4) Абсолютно прав! По этому акция для ТТ идёт в связке с акцией для ТП. Результаты голосования показывают, что лучше дать денег ТП , чтобы он прогнул закупщика ТТ своими методиками.
Анатолий, спасибо, разобрался... Вот только еще вопросы:
1. Если определенный план - минимальный за минимальный бонус (а их получается шкала), то как выбрать оптимальный план?
2. Если учитывать, что минимальным бонусом как правило выступает "+1" (лично по опыту дистры скорее затребуют и роздадут свободный продукт, чем будут париться с мелкими призами), то получается ТТ получит "+1", даже не напрягаясь с объемом закупки. Как быть в этом случае?
1)Оптимальный план, в моём понимании, это выполнимый план. когда слабым ТТ реально подтянуть показатели за определённую "конфетку", до "среднестатистической ТТ без акции". Прирост, обычно, идёт не только за счёт подтягивания слабых, но и за счёт перехода "среднестатистических" в "суперкрутые". А вот "суперкрутые", если говорить о формате "розница" -прирастают плохо. лучше всего из "суперкрутых" прирастают из канала "рынки". Там под хорошие призы можно прокачать большие объёмы.
2)Да, так и получится. Будут точки которые не напрягаясь возьмут минимальный приз. Это небольшая плата за то , что остальные подтянут показатели. Чем интереснее акция, тем меньше % таких ТТ. При анализе фактического выполнения условий акций, можно говорить о 5%-10% такого рода клиентов.
ОК, большое спасибо за помощь, вопросы закончились! :)
хотя, "выполнимый план" - понятие абсолютно относительное...
)))))))
имхо, бывает:
-план выполнимый, тот что отдел продаж пишет
-план не выполнимый, тот что пишет продажам маркетинг
-план "непонятный",который пишет владелец, в зависимости от потребности в новой яхте
шутка)