Мерчандайзер (мерчендайзер)
Мерчандайзер, или мерчендайзер – сотрудник, отвечающий за продвижение товара в розничных точках. В узкой трактовке его функции сводятся лишь к выкладке товара в торговом зале. В широкой трактовке, которая делает найм таких специалистов экономически оправданным проектом, мерчандайзер отвечает за:
- выкладку товара;
- оптимальные стоки каждой SKU на складе и в торговом зале;
- строительство отношений с сотрудниками ритейла;
- размещение рекламных материалов и оборудования, а также за контроль за их состоянием;
- организацию и проведение промо акций в рознице.
Чаще всего КПЭ работы мерчандайзера – это показатели покрытия розницы (постоянное наличие таргетового числа товарных единиц и запланированное количество фейсингов каждой SKU) и нормативы по размещению рекламной продукции и/или оборудования. Четкая постановка количественных задач, от которых зависит оплата труда мерчандайзера, эффективнее, чем почасовая оплата. Работа «от забора до заката» в данной профессии приносит до смешного плачевные результаты.
Существуют различные методики организации мерчандайзенговой работы компании. Прежде всего, мерчандайзеры могут быть штатными или сотрудниками агентства, специализирующегося на оказании мерчандайзинговых услуг. Выбор первого или второго варианта чаще всего определяется широтой ассортимента компании. Чем меньше товарных единиц предлагает компания магазинам, тем выгоднее для нее аутсорсинг.
Далее, мерчандайзеры могут быть:
- стационарными (обслуживают одну розничную точку, чаще всего, гипермаркет);
- мобильными (отвечают за ряд магазинов);
- универсальными (не имеют четкой привязки к какой-либо розничной точке, перебрасываются по мере необходимости компании.
Мерчандайзеры – важный элемент команды любой дистрибутивной компании, сотрудничающей с розничными сетями. Часто наличие стационарного (выделенного для данной сети) мерчандайзера бывает условием листинга продукции в розничной сети. Мерчандайзеры – послы своей компании в ритейле: они приносят новости о сегменте рынка и продукте, формируют отношение сотрудников торговых точек к своему бренду, помогают или мешают продавцам и товароведам в их работе. Поэтому так важен тщательный отбор и обучение мерчандайзеров.
На данный момент нет содержимого, классифицированного этим термином.