ТрейдMаркетинг.Py

торговый маркетинг / трейд-маркетинг

Пять шагов и золотые правила нетворкинга

02/01/2016 - 15:29

Как расширить круг делового общения? Каковы важнейшие правила нетворкинга? Знаниями и собственным опытом по этим вопросам делится Николай Любецкий, управляющий партнер Smart Scribe.
 
Связи решают, если не все, то очень многое: приводят новых клиентов, приносят интересные партнерства, находят помещение по привлекательной цене, а некоторым даже открывают путь к сердцу второй половинки.

Свяжи себя полностью

Чтобы самые радужные прогнозы и мечты сбывались, необходимо формировать правильные связи. Для этого и существует нетворкинг. За модным словом, прочно входящим в обиход, стоит установление, развитие и поддержание контактов.

Гил Петерсил, основатель компании Meet Partners, деятельность которой основывается на профессиональном нетворкинге, выделяет 5 этапов взаимоотношения с человеком.

  1. Встреча – вы видите человека, который может быть вам интересен (площадки могут быть самыми разными).
  2. Обмен контактами – устанавливаете контакт, обмениваетесь телефонами или визитками, добавляете друг друга в друзья…
  3. Коммуникации – напоминаете о себе звонком, письмом или комментарием в соц. сетях.
  4. Постоянное общение – поддерживаете общение.
  5. Дружба.

Необязательно проходить все этапы. Но почему бы не стремиться к этому?

Прежде, чем погружаться в нетворкинг с головой, важно определиться с несколькими вещами. Во-первых, нетворкинг ради нетворкинга хорош, но помните, что ваше время стоит дорого, поэтому не тратьте его впустую. Во-вторых, – это не про использование людей и их компетенций в своих интересах, а про взаимовыгодное сотрудничество. Настрой на win-win – важнейшее правило нетворкинга.

Раз, два, три, четыре, пять – я иду искать

До того, как выходить в «поля», проведите небольшую подготовительную работу.

Шаг 1.  Определитесь, что для вас сейчас важно, что вы считаете успехом

Например, финансовое благополучие моей компании (потому что от этого зависит благополучие моей семьи). Но тут можно без сантиментов и приписок.

Шаг 2. Выразите это в измеримых показателях

Например, для достижения моей цели, мне нужно увеличить приток денег. Поэтому я хочу привлечь 7 новых клиентов в течение следующих 2 недель. Количество клиентов и сроки понятны, фиксирующий документ – договор или подтверждающее сделку электронное письмо. Можно еще добавить конкретную сумму, а то клиенты бывают разными.

Шаг 3. Подумайте, кто может вам помочь в достижении этой цели

Например, среди моей целевой аудитории (потенциальные клиенты) можно выделить руководителей маркетингового отдела и собственников бизнеса.

Шаг 4. Определите, где можно встретить этих людей

Как правило, это отраслевые мероприятия, специализированные группы в социальных сетях и сами социальные сети.

Шаг 5. Сформулируйте короткую самопрезентацию (elevator pitch)

С ее помощью дайте понять кто вы и чем можете быть полезны. Помните, что на восприятие человека влияют не столько слова (7%), сколько тональность сообщения (38%) и ваша энергетика (55%). Будьте позитивными, уверенными в себе и убедительными.

Золотые правила нетворкинга

Остановимся на выжимке правил нетворкинга, подтвержденных практикой:

  • приходите пораньше (если речь идет об офлайн мероприятии);
  • обменивайтесь рукопожатиями (хотя до сих пор ходят споры о том, пожимать ли руку прекрасному полу);
  • грамотно презентуйте себя (это не составит труда, если вы выполните 5 шаг подготовки);
  • будьте внимательны к собеседнику: делайте комплименты и задавайте вопросы;
  • запоминайте имена собеседников, произносите их во время разговора;
  • держите одну руку свободной (чтобы можно было ее подать, быстро достать визитку и для других подобных случаев).

Чего не стоит делать

  1. Не стоит продавать себя и свои услуги. Лучше постарайтесь быть интересным и полезным – люди потянутся.
  2. Не проводите много времени с одним человеком (так же в соц сетях не сводите переписку к общению с одним человеком).
  3. Не ругайтесь, не проявляйте негатива. Люди любят позитивных и добрых.
  4. Не прерывайте чужую беседу, не перебивайте собеседника.
  5. Не скромничайте.
  6. Не раздавайте свои визитки всем подряд – это дурной тон.
  7. Не отвлекайтесь. Да, на уведомления в смартфоне тоже.
  8. Не грузите собеседника большим объемом информации, особенно о себе и своем бизнесе.
  9. Не застревайте в бессмысленном разговоре. Тема исчерпана – двигайтесь дальше.
  10. Не напивайтесь. Держите свой разум в тонусе. А то мало ли чего наобещаете…

Личный опыт применения правил нетворкинга

Нетворкинг бывает утомительным и затратным по времени, но часто оказывается выгодными инвестициями.

Для меня он стал источником:

  • новых клиентов – это, пожалуй, для меня сейчас основной канал продаж, наравне с клиентами, которые приходят по рекомендации;
  • интересных партнерств – так я стал сотрудничать с издательствами, рекламными агентствами, бизнес-инкубаторами… – список можно продолжить;
  • идей – в беседе часто рождаются интересные планы, если не по захвату мира, то по запуску нового проекта уж точно;
  • ресурсов – у меня есть успешный опыт проведения краудфандинговой кампании: мы с коллегами написали книгу и всего за 11 дней собрали нужную сумму для ее издания;
  • талантов – нетворкинг позволят начать сотрудничество с профессионалами для работы в компании или участия в проектах: это смесь краудсорсинга и HR.   

Как правило, я знакомлюсь офлайн: на конференциях, выставках, фестивалях, мастер-классах и т.д.(Кстати, сейчас довольно часто проводятся профильные нетворкинг-встречи, загляните на Business Family). Поддерживаю общение по электронной почте и в социальных сетях.

Плюс я уделяю внимание социальным сетям, особенно Facebook и LinkedIn: добавляюсь в друзья и рассказываю пару слов о себе, при поступлении заявки в друзья – общаюсь с человеком, пишу сообщения или комментарии.

Следование правилам неворкинга – это, прежде всего, практика. Если не знаете, с чего начать, начните посещать профильные мероприятия. Это аналог спид-дейтинга, но для делового общения: вы за 1-2 часа гарантировано познакомитесь с несколькими десятками людей, расскажете про себя и узнаете о них – так можно будет снять определенный барьер. Чем больше будете знакомиться, тем проще это будет получаться.
Успешного вам использования правил нетворкинга, и давайте знакомиться.

Фото обложки: http://www.freedigitalphotos.net

Автор

Любецкий Николай Сергеевич аватар
Россия
Специализация в ТМ: Рисованное видео и скрайбинг