Мерчандайзинг (мерчендайзинг)
Мерчандайзинг или мерчендайзинг – это научно обоснованные методы привлечения внимания посетителей розничной точки к определенному товару или торговой марке.
Наука под названием «мерчендайзинг» возникла в США в 50-е годы прошлого века вместе с широким распространением магазинов самообслуживания. Впрочем, элементы мерчандайзинга могут использоваться и в традиционной рознице.
Ошибочно сводить мерчандайзинг лишь к грамотной выкладке товара в торговом зале. Он включает в себя и управление запасами, и работу с персоналом розничной точки, и проведение промо акций, и сбор аналитической информации. Также есть две разновидности этой науки: мерчандайзинг ритейлера и мерчандайзинг поставщика, которые отчасти пересекаются, но имеют разные задачи и цели.
Подробнее об основных составляющих мерчандайзинга.
Выкладка товара
Это самая заметная составляющая работы мерчандайзера. Ее КПЭ:
- количество фейсингов продукции и
- длина полки.
Однако для увеличения продаж не менее важны и усилия по соблюдению иных стандартов мерчандайзинга:
- грамотное размещение продукции в рамках единого блока выкладки;
- расположение относительно лидера продаж;
- наличие аккуратных ценников с корректной ценой;
- соблюдение принципа ФИФО;
- грамотное и эффективное использование рекламных материалов.
Работа с сотрудниками ритейлера
Успех работы мерчандайзера во многом зависит от того, как сложатся его взаимоотношения с заведующей и продавцами магазина. Как говорится, ласковое теляти трех маток сосет. Опыт показывает, что хорошие отношения с сотрудниками розничной точки экономят средства и увеличивают продажи.
Сбор информации
Насколько хорошо представлен ваш товар в рознице можно понять, лишь сравнив его выкладку с представленностью конкурентов. Все познается в сравнении. Поэтому так важен сбор информации о:
- деятельности и представленности конкурентов;
- состоянии, благополучии самой розничной точки или сети;
- примерах успеха в мерчандайзинге, пусть и далеких от вас групп товаров.
Важный элемент – сбор информации о самом ритейлере, ведь продукция поставляется с отсрочкой платежа. Если магазин или сеть испытывает финансовые трудности или готовится к капитальному ремонту, мерчандайзер, проводящий много времени в торговом зале, скорее всего узнает об этом из разговоров сотрудников магазина.
Управление товарными запасами ритейлера
Читайте в статье «Управление товарными запасами клиентов-ритейлеров»
Стандарты мерчандайзинга
Ключевым инструментом мерчандайзинга являются стандарты мерчандайзинга, или мерчандайзинг-бук. Эти стандарты разрабатываются руководителями отделов маркетинга, продаж и торгового маркетинга и включают все перечисленные выше составляющие. Они позволяют унифицировать выкладку продукции, обучают сотрудников грамотно выстраивать отношения с персоналом магазинов и профессионально рассчитывать оптимальный товарный остаток для каждой розничной точки.
Читайте более подробно в статьях раздела Мерчандайзинг.
Также обратите внимание на статьи словаря:
Выкладка в торговом зале
Фейсинг
Ценники
Рекламные материалы
Золотой треугольник
Золотая полка
На данный момент нет содержимого, классифицированного этим термином.