ТрейдMаркетинг.Py

торговый маркетинг / трейд-маркетинг

Существует ли российская специфика рекламы в соцсетях?

10/31/2016 - 09:28

Сегодня на нашей планете на рекламу в соцсетях тратится лишь 14% бюджетов, предназначенных для продвижения в интернете. В России ситуация близка к общемировой. По результатам исследования нашего портала, из ста российских промо акций этого месяца социальные сети задействованы лишь в 24 промо.

Однако, согласно недавнему исследованию Advertiser Perceptions, две-трети западных рекламодателей планируют увеличить бюджет на продвижение в сетях в ближайшие 12 месяцев. А как дела с рекламой в соцсетях обстоят в России? Существует ли национальная специфика этого канала продвижения? Какие инструменты наиболее востребованы и наиболее эффективны?

Тему рекламы в соцсетях мы обсуждаем с российскими экспертами:

  • Евгением Жигаловым, генеральным директором и учредителем консалтингового Центра «ЕЖ»;
  • Николаем Новоселовым, генеральным директором агентства ArtNauka;
  • Максимом Ростовым, генеральным директором медиа-холдинга «Блокнот»;
  • Анной Гущиной, PR-специалистом, владелицей компании Медикалмаркетинг, совладелицей «PR-студии Марии Шаховой» в Санкт-Петербурге.
  • Антоном Смирновым, руководителем отдела маркетинга, Фотоподарки «ПАПАРА. РУ».

И первый вопрос к нашим экспертам:

А как обстоят дела с рекламой в соцсетях в России? Растет ли спрос на продвижение в этом канале, растут ли бюджеты?

Евгений Жигалов: На сегодняшний день социальные сети в России тоже выходят на новый уровень. Начинает приходить понимание в бизнес среде, что они перерастают из площадок простого общения на личные темы с друзьями, родственниками, одноклассниками в глобальный масштаб, поток привлечения клиентов.

Предприниматели сейчас тщательно и скрупулезно выделяют бюджеты на рекламу, урезая сметы. На сегодняшний день, привлечение клиентов из соцсетей значительно дешевле и выгоднее, чем другие способы продвижения, ведь реклама в соцсетях подразумевает точечную настройку таргетинга/ретаргетинга, парсинг непосредственно целевой аудитории. Компании пересматривают свое отношения к социальным сетям, спрос и, соответственно, бюджет на них растет.

Максим Ростов: На самом деле, в России дела с рекламой в соцсетях обстоят относительно хорошо, но как говорится «по-русски»! Спрос на работу, продвижение и рекламу в соцсетях России с каждым годом набирает все большие и большие обороты. Это порождает такие вакансии как удаленные журналисты, pr-щики, продажники и т д. И если 3 года назад за эти вакансии платили от 5-10 000 руб., то сейчас профессионал в своей сфере, работая удаленно, может заработать от 30 000 рублей и выше.

Анна Гущина: Так как сам SMM маркетинг к нам пришел с Запада, конечно, нам с их рынком и темпами развития не сравниться, но российские компании стали уделять больше внимания качественному продвижению в социальных сетях. В связи с этим увеличился спрос на специалистов и поднялся их уровень оплаты. Многие руководители компаний создают свои группы, продвигают их, выделяют все большие бюджеты на рекламу в соцсетях.

Антон Смирнов: Стандартный формат продвижения в социальных сетях — это группа, реже аккаунт. В крупных городах и регионах всё больше компаний приходят к тому, что для этого в штате (фрилансе, аутсорсинге) должен находиться специальный человек, а не просто секретарь или первый, кто неровно лежал. Ведь здесь важно правильно выстроить схему работы: контент-план, производство уникальных материалов, таргетированная реклама и взаимодействие с клиентами, а для этого нужны определенные навыки.

Бюджеты растут в первую очередь на таргетированную рекламу. Социальные сети вводят новые способы монетизации, новые форматы рекламы, новые настройки, что безусловно на руку рекломадателям.

Существует ли у нас национальная специфика?

Николай Новоселов: Наиболее интересное влияние на российский рынок рекламы в соцсетях оказывают бренды подобные Aviasales. Они показывают феноменальную эффективность при минимальных вложениях. Это даже больше, чем формирование лав-маркета: это реальная перепрошивка пользователей через социальные сети. Думаю, нас ждет еще несколько таких брендов: так как это дешево, громко и эффективно. Здесь одновременно и ментальность, и слабое правовое поле и спрос на негатив в социальных сетях играют свою роль. Можно сказать, это и есть национальная специфика.

Евгений Жигалов: Национальная специфика существует — люди верят «обещающим заголовкам», что очень часто приводит к разочарованию от желаемого.

Максим Ростов: Сегодня многие компании готовы выделить свой рекламный бюджет на продвижение и рекламу в соцсетях. И вот тут, когда маркетолог сталкивается с возможностью продать, продвинуть или прорекламировать свой продукт в социальных сетях, он сталкивается с национальной спецификой — в России нужно работать через социальные сети только так: «ты со мной подружись, сделай что-нибудь хорошее для меня, а я в свою очередь позже сделаю и для тебя». То есть, таким образом мы получаем вариант, что продвинуть свой товар на этих площадках можно и без бюджета. Находите известного человека, с большим кол-вом подписчиков с вашей целевой аудиторией и начинаете «дружить»: вы работаете на его страничке, комментируете, отвечаете на вопросы и только потом получаете возможность продвигать свой товар.

Антон Смирнов: Главной спецификой остается использование «серых» и «чёрных» методов продвижения, что включает в себя специальное программное обеспечение, обход лимитов социальных сетей и ввод потенциальных клиентов в заблуждение.

Как продвигать продукт через эти площадки? Какие методы наиболее эффективны?

Евгений Жигалов: Чтобы продвинуть продукт в соцсетях, нужно следовать всего трем правилам:

  • знать свою целевую аудиторию (а не использовать прием наш продукт для всех, мир во всем мире);
  • понимать, какие потребности/мечты закрывает продукт;
  • сегментировать целевую аудиторию (по полу, возрасту, потребностям, болям).

Самый эффективный метод — это не распыляться на использования всех сетей, а выбрать основную площадку под свою целевую аудиторию и качественно работать с размещаемым контентом.

Николай Новоселов: Большая часть торговых марок имеет западное происхождение. Поэтому они просто будут обкатывать западные технологии на России, скорее всего, с большой задержкой.

Для своей компании мы активно стали использовать соцсети, но в контексте информативности и экспертности. Мы увидели нишу в нашем сегменте в этом плане. Вообще, это актуально для многих В2В брендов: крайне малое количество информации доступно пользователю, и он ее ищет. А компании предпочитают информацию скрывать, считая ее уникальной (хотя это не так). Поэтому создание «на бренде» такой коммуникационной платформы позволяет выйти на новый уровень доверия с клиентом. Это и дает новых клиентов, и благотворно сказывается на «воронке» продаж.

Анна Гущина: Социальные сети — это место, где люди отдыхают и общаются. Соблюдайте баланс между развлекательным и коммерческим контентом, отвечайте подписчикам, будьте открыты к общению и критике — и они ответят вам взаимностью, став вашими клиентами.

Главное — учитывать специфику своей целевой аудитории, понимать, что ей интересно, использовать качественный и уникальный контент. Конкурсы, розыгрыши, акции, викторины, какие-то интересные мероприятия (если у вас есть офис офлайн). И конечно все виды рекламы в соцсетях: таргетированная, в пабликах и у лидеров мнения (блоггеров). Пробуйте все варианты и найдите тот, что будет эффективен именно для вашего бизнеса!

И это только начало

Этим круглым столом мы открываем дискуссию о роли этого канала продвижения в российском BTL маркетинге. В следующих публикациях мы более подробно рассмотрим инструменты и механику рекламы с соцсетях, российские эксперты-практики приведут примеры успешных рекламных кампаний. Если вы готовы поделиться своей историей успеха, присылайте комментарий, мы с радостью его опубликуем!

Поделиться