ТрейдMаркетинг.Py

торговый маркетинг / трейд-маркетинг

Три направления и четыре преимущества дополненной и виртуальной реальности

09/29/2016 - 10:28

В предыдущей статье о дополненной реальности мы начали разговор об использовании ее для увеличения продаж. Кстати, там вы можете посмотреть множество примеров использования этого инструмента, чтобы понимать, о чем идет речь. Тема этой статьи — какие инструменты дополненной (AR) и виртуальной (VR) реальности доступны российским маркетологам, а также четыре ключевых преимущества этих инструментов.

Четыре преимущества VR и AR по сравнению с традиционными инструментами трейдмаркетинга

Бек Бесеккер (Beck Besecker) из дизайн-студии VisualCommerce перечисляет четыре ключевых преимущества инструментов дополненной и виртуальной реальности для мерчандайзинга и иной промо активности в торговых точках.

1. Прямое продолжение эмпирического (experiential) маркетинга

Идея эмпирического маркетинга заключается в том, чтобы укреплять связь между покупателем и торговой маркой за счет уникального опыта шопинга. Пионером этого направления был Гарри Селфридж (Harry Selfridge), который в Британии в начале двадцатого века в своей сети супермаркетов стал позволять посетителям трогать и изучать товар и вообще старался сделать процесс посещения его магазинов максимально приятным и развлекательным. Кстати, именно ему принадлежит фраза «Покупатель всегда прав».

Современный покупатель значительно больше избалован, чем люди, жившие сто лет назад, ему приелись существующие инстор инструменты. AR и VR позволяют сделать процесс покупки таким же развлекательным как компьютерная игра, предоставить клиентам более яркий покупательский опыт. Чем больше удовольствия получит клиент, тем выше вероятность, что он купит продукт и расскажет об этом друзьям и знакомым.

2. Большие данные и отслеживание каждого взгляда

Есть еще одно яркое высказывание Гарри Селфриджа: «Люди отрывают зад от стула и обращают на вас внимание, когда вы отрываете зад от стула и обращаете внимание на то, что заставляет их оторвать зад от стула и обращать внимание».

Этот совет имеет прямое отношение к большим данным. Платформы AR и VR не только развлекают клиентов, но и непрерывно собирают данные об их поведении, предоставляя продавцам бесценные статистические данные. В будущем ожидается, что такие платформы будут отслеживать даже эмоциональную и физическую реакцию клиентов.

3. Безграничная гибкость

Те, кто продают машины, бытовую технику или иной громоздкий товар, умеют ценить каждый метр торговой площади. Логистика и складские помещения — их вечная головная боль. AR и VR могут значительно облегчить жизнь таким ритейлерам и их поставщикам. Более того, они делают мерчандайзинг более гибким, позволяют быстрее и чаще менять оформление торгового зала.

4. Экономия в деньгах

Сегодня этот аргумент звучит контринтуитивно, потому что AR и VR инструменты — весьма недешевое удовольствие. Однако, объективно, они снижают расходы на образцы товара. Например, если некий недешевый товар продается в 10 цветовых модификациях, экономия будет заметной. Плюс следует не забывать о тренде быстрого снижения себестоимости передовых технологий в течение сравнительно небольшого периода времени.

Теперь от вопроса «Зачем это нужно BTL маркетингу?» мы переходим к вопросу «А что вы нам можете предложить?». На этот вопрос отвечают два эксперта отечественных компаний, разрабатывающих инструменты AR и VR:

  • Роман Вдовченко, директор по маркетингу и коммуникациям компании Nettle, российская технологическая компания, специализирующаяся на разработке систем виртуальной реальности и производстве оборудования на базе собственной технологии MotionParallax3D (среди заказчиков топ-5 московских застройщиков, РусГидро, дивизионы РосАтом, МиГ и т. д.); 
  • Олег Кельник, создатель сервиса Planoplan, 3-D планировщика для дизайна интерьеров.

Три основных направления AR/VR

На сегодняшний день есть три основных направления из сферы AR/VR, которые используются заказчиками для презентаций тех или иных товаров.

Первое — это HMD VR (Head mount devices) Это так называемые «шлемы» виртуальной реальности. Их используют чаще всего, т. к. интерес подогревается инвестициями в R&D и вливаниями в маркетинг со стороны крупных корпораций, таких как фейсбук.

Второе направление — приложения дополненной реальности, как раз такие как PokemonGo. В них пользователю необходимо смотреть на реальный мир через носимый гаджет (смартфон или планшет), на экране которого в пространстве дорисовываются дополнительные виртуальные объекты.

И третье направление — Mixed Reality. Стало набирать обороты благодаря Microsoft Hololense. 

Это направление является самым интересным для инвесторов на данный момент и самым удобным для бизнеса, т. к. нет потери связи с покупателем, как в случае с HMD, и нет необходимости устанавливать на устройства пользователя дополнительного программного обеспечения, как в случае с AR.

Nettle является представителем Mixed Reality, но в отличие от продукта Microsoft на голову пользователю не нужно надевать громоздкого девайса, достаточно лишь легких 3D очков.

Помимо того у Hololense экран, проецирующий голограммы, висит только перед глазами пользователя, не задействуя его углового зрения, что не дает зрителю в полной мере ощутить эффекта от проекции и сделать голограмму малоотличимой от реального физического объекта. В случае устройств компании Nettle — голограммы проецируются на голографическом столе размером от 50 до 65 дюймов, что позволяет размещать макеты жилых комплексов, автомобилей и самолетов без потери деталей.

Именно доступность устройств служит решающим фактором их прихода в российский бизнес

Не стоит путать виртуальную и дополненную реальность.

Дополненная достигается за счет технологий, дополняющих видение реального мира компьютерной информацией. В условиях VR ты не видишь, что тебя окружает, и полностью погружен в виртуальный мир.

Технологии дополненной реальности пока не используются активно, за исключением единичных презентаций на выставках и конференциях. В первую очередь потому, что у нас нет доступных устройств, на основе которых можно было создавать программные продукты.

Для виртуальной реальности такое оборудование есть — это очки Oculus Rift, HTC Vive, Samsung Gear VR. Причем первые два являются отдельными устройствами, а Gear VR работает только в паре со смартфонами Samsung. Более дешевый аналог — совместимые со всеми смартфонами с гироскопом картонные Google Cardboard. Последние оказались действительно по-настоящему доступным и полезным устройством: Google в данный момент активно продвигает свое устройство, в том числе в школах США, и это только один из примеров использования.

Российские компании также выпускают под такие устройства разного рода приложения. Одно из них — наша разработка Planoplan GO!— была сделана на базе сервиса Planoplan специально для застройщиков. С помощью приложения и виртуальных очков Google Cardboard каждый пользователь — в данном случае покупатель жилья — может получить полноценное представление об объекте, используя функцию виртуального тура с полным погружением.

Другой продукт компании Planoplan — виртуальные шоу-румы для застройщиков. Это модели помещений, оборудованные датчиками движения. Одев шлем виртуальной реальности HTC Vive, по ним можно ходить, а в будущем даже менять отделку. Такие шоу-румы можно оборудовать не только на объекте, но и в офисах продаж. Создание виртуальных шоу-румов обойдется застройщику намного дешевле, в отличие от реальных, затраты на открытие которых нередко достигают десятков миллионов рублей.

В целом, наш продукт представляет собой целый программно-аппаратный комплекс, позволяющий в полуавтоматическом режиме производить недорогой контент, доступный на самых разных устройствах. Именно доступность устройств служит решающим фактором для того, чтобы дополненная реальность пришла в бизнес.

Вполне доступный продукт для массового спроса создали разработчики Pokemon GO, где экран смартфона сочетает в себе тачпад, камеру и LED-дисплей. Однако это не тот уровень, который может помочь бизнесу.

Устройство AR, которое вот-вот выйдет на рынок, в данный момент разрабатывают в компании Microsoft. Это очки HoloLens, ориентированные на коммерческое использование. Корпорация уже начала сотрудничество с автомобильным брендом Volvo. В салонах продаж покупатели могут с помощью очков протестировать функционал автомобиля, заменить цвет, дизайн колесных дисков, увидеть, как действует система безопасности и т. д. При том, что все происходит в реальном, видимом пользователю в очках, пространстве автосалона.

Таким образом, дополненная реальность имеет гипотетическое преимущество, поскольку человек не теряет ощущение связи с реальным миром.

Сегодня можно говорить о потенциале использования VR и AR технологий в производственной и медицинской отраслях, в сфере разработки военных симуляторов, в мебельном производстве, недвижимости. Хороший пример — американский проект Lowe’s HoloRoom, позволяющий собрать кухню в виртуальном режиме. На покупателя надевают очки и запускают в небольшое замкнутое пространство, оборудованное датчиками движения. С помощью консультанта он может выбрать цвет, тип элементов мебели, заменить столешницу и т. д. и при этом получить полное впечатление о полученном интерьере в стереоформате.

Виртуальные презентации кухонной мебели этой осенью планирует запустить IKEA. На конец 2016 года также намечен старт проекта «Планоплан VR шоу-рум» для застройщиков от компании «Планоплан». Решение позволит быстро и недорого создавать виртуальный контент по каждой квартире многоквартирного строящегося комплекса, что выступит существенным конкурентным преимуществом.

Поделиться